на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 

В ХIХ веке французские женщины копировали роковую улыбку Джоконды, полагая, что это был сильнейший прием обольщения мужчин. Мода на двусмысленную улыбку Джоконды полвека сводила Францию с ума.

"Джоконда" - система парадоксов в творчестве Леонардо да Винчи

купить книгу: sinizin38@mail.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е. Синицын            

Теория творчества. Структурный анализ мышления.

Теория интегрированного обучения.

Глава 2.  Правое и левое полушария мозга, их краткая характеристика

и связь с обучением.

                                                                                                                                                               

Что есть самое совершенное и ещё не до конца познанное творение природы? Океан, звезды, леса, может быть горы, океанические впадины, вулканы, животный мир или восходы и заходы солнца? Человек?! Нет! – его мозг. Но многие ли знают, что мозг человека имеет асимметричное строение, и функции левого и правого полушария существенно различаются. Но можем ли мы, не поняв и не учитывая специфику деятельности правого и левого полушарий, сделать обучение в школе эффективным? Если же мы по-прежнему хотим в учебном процессе акцент сделать в основном на логическом левом полушарии мозга, то не означает ли это, что мы игнорируем фундаментальное физиологическое различие деятельности двух полушарий мозга человека?

Начнем с краткого описания функций того и другого полушарий. Правое полушарие формирует и структурно охватывает целостный образ объекта, явления, ситуации. Оно, на основе восприятия множества звуков или визуально, реагируя на отдельные признаки, детали, соединяет их в одну общую картину. Обработка элементов и связывание их в одно целое, в одну структуру, происходит одновременно и с большой скоростью, за счёт параллельной работы клеток мозга (1).

Правое полушарие, в отличие от левого, оперирует образами бессознательно. Интуиция находится всецело во власти правого полушария. Потребность в красоте как бессознательная и идеальная потребность человека (об этом пишет нейрофизиолог - академик П. В. Симонов)  лежит в сфере деятельности правого полушария мозга. Если математика на уроках в школе преподносится так, что в ней за лесом утомительных формул и преобразований нет гармонии изящества и красоты её идей, то происходит насильственное подавление естественного для каждого ученика чувства красоты, и он, независимо от своей воли, на бессознательном уровне, отторгает урок.

Основная функция левого полушария, наоборот, состоит в том, что оно выделяет из целого детали, признаки, а потом анализирует их. Последовательное установление связей между признаками, объектами, понятиями, также входит в функцию левого полушария мозга. Можно сказать, что если правое полушарие образное, чувственное, «художественное», то левое – логическое, аналитическое.

Интересна цитата из работы психолога В.И. Белого: «Левое полушарие не видит за деревьями леса, а правое видит лес, но не различает отдельных деревьев» (2).

Большинство физиологов считают, что за сознательную деятельность мозга отвечает только левое полушарие или, во всяком случае, ему отводится доминирующая роль. Левое полушарие «говорящее», обрабатывая мысли, выражает их словами и отвечает за наш язык.  Информацию левое полушарие обрабатывает последовательно, дискретно, потому намного медленнее, чем правое (3).

Приведем размышления великого физика Эйнштейна, которые нами взяты из его письма Адамару и которые, возможно, станут лейтмотивом этой книги: «Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо,  ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими  элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» скомбинированы или воспроизведены.

Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами и  рассматриваемыми логическими концепциями. Ясно также, что желание достигнуть, в конце концов, логически связанных концепций является эмоциональной базой этой достаточно неопределенной игры в элементы, о которых я говорил. Но с психологической точки зрения, эта комбинационная игра, видимо, является основной характеристикой творческой мысли - до перехода к логическому построению в словах или знаках другого типа, с помощью которых эту мысль можно сообщать другим людям. Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать с трудом только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некоторый результат и может быть  при желании воспроизведена. Из того, что я сказал, ясно, что игра в элементы нацелена на аналогию с некоторыми разыскиваемыми логическими связями» (4).

Все, что здесь Эйнштейн сказал, свидетельствует, что в его мыслительной деятельности превалирует работа правого полушария над левым. Когда после смерти вскрыли мозг гениального физика, то оказалось, что размер правого полушария у него  превосходил размер левого.

С точки зрения теории психологических типов, психологический тип Эйнштейна, по-видимому, интуитивно-мыслительный. Интуиция и образное мышление у Эйнштейна превосходили логику. Почему? Более продуктивна была работа правого полушария. 

Но самой яркой иллюстрацией использования несимметричности работы полушарий мозга является картина Джоконда Леонардо да Винчи. Изучая зрение, Леонардо пророчески догадался о существовании двух видов зрения, в современной науке их называют центральным и периферическим зрением. "... зрители с развитым правополушарным мышлением будут созерцать целостный образ изображенной женщины на основании периферического зрения. Напротив, зрители. обладающие сильным левополушарным мышлением, используют центральное зрение" ("Джоконда" - система парадоксов в творчестве Леонардо да Винчи"), подробно о связи двух видов зрения с несимметричной работой мозга читайте в главе этой книги "Математическое пространство смыслов"

Вернемся к педагогике. Если ученый-математик подсознательно или сознательно по своим взглядам на основания математики принадлежит к «логистической» школе, то его учебник по математике будет изобиловать дедуктивными рассуждениями. В этом учебнике содержание и математические идеи будет завуалированы «жесткой» логикой и строгими выводами. Такие учебники чрезмерно абстрактны. Учителям часто приходится с этим сталкиваться. Работать по ним трудно и ученикам, и учителю.

При изучении математики по такому «логистическому» учебнику перегружается левое полушарие и одновременно подавляется правое. В результате мозг неравномерно загружен и потому его работа становится неэффективной. Как следствие, успехи обучения незначительны. Усвоение знаний в этом случае происходит только у учеников, которые по своему психологическому типу относятся к мыслительным. Все ученики, у которых наиболее сильной психической функцией является чувство, встречаются с большими трудностями при изучении математики.

Если же ученый или педагог–математик по своим взглядам принадлежит к школе интуиционистов Брауэра (как, например, всем известный И.Я. Перельман, написавший очень давно «Живую математику»), то такой правополушарный учебник дети запомнят на всю жизнь (5). Интересна в этом плане книга Ю.П. Попова, Ю.В. Пухначева «Математика в образах» (6).

Только после современных достижений психоанализа и физиологии становится понятным, что спор великих математиков относительно взгляда на основания математики касался чрезвычайно важного понимания роли каждого из полушарий мозга в математическом творчестве.  За логическое построение математики отвечает левое «словесное», а наши интуитивные, образные и целостные представления базируются на работе правого полушария. Но то и другое имеет в деятельности математического мышления, по-видимому, равное значение.

Если мы уподобим процесс обучения схеме движения творческой мысли по Кедрову, то мы увидим, что в случае подавления правого полушария нет места его знаменитым ассоциативным образным трамплинам–подсказкам, которые, предшествуя обобщению, стимулируют к интенсивной работе правое полушарие и как бы переключают мозг на интуитивно целостные представления.  Самое интересное в схеме Кедрова то, что подведение к барьеру, где работает индуктивно-дедуктивные логические рассуждения осуществляется с помощью сознательной деятельности левого полушария, а трамплин-подсказка и бросок мысли через барьер – это уже больше бессознательная деятельность.

 

скачать главу (файл в формате PDF)

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

 

                                                                       Copyright © 2010