на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

=300 р

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

КУПИТЬ КНИГИ СИНИЦЫНА

ПИШИТЕ ПО ПОЧТЕ (см. контакт)  

   

Даю любые бесплатные консультации по применению

системы интегрированного обучения.

                                                                                                                                                             

Метод обучения для тех, кто видит карьеру своих детей на творческом пути, а не на пути зубрежки. Система самоучителей, состоящая из трех учебных пособий "Математические сказки и рассказы", Веселая математика 1"и  Веселая математика 2" (см http://www.s-genius.ru/pedagogica/veselaja_matem_2.htm) охватывает значительное количество типов задач по математике и физике, эти самоучители хорошо зарекомендовали себя в разных городах России и за рубежом.

 

Е. Синицын

Математические сказки для детей в возрасте 6 - 9лет.

Учебное  пособие. Самоучитель для занятий родителей с детьми с целью развития одаренности в детях.

     

Это учебные пособия реализуют оригинальную авторскую систему развития скрытой и явной одаренности детей с помощью структурной системы интегрированного обучения. В отличие от многочисленных авторских способов подачи информации детям дошкольного и младшего школьного возраста, объеденных общим названием «Математические сказки», наше учебное пособие, а именно книжка «Математические сказки и рассказы» представляет собой сложную структурную систему психосинтеза личности ребенка при очень быстром обучении типичных математических задач. В связи с многими проблемами современной российской школы нет ничего более ценного и более сложного, чем психосинтез личности ребенка. Упустишь - не вернешь!!!

 Вставка.

Поскольку эта страница пользуется невероятно большой популярностью в Интернете, то у меня, как у автора этой страницы, то есть данной технологии обучения и развития детей, просьба ко всем читателям этого текста, (а я ведь даже не знаю кто его читает, хотя мне было очень это интересно узнать: студенты, родители, бабушки, учителя, преподаватели педагогических колледжей и вузов). Поэтому  находясь в ситуации максимальной неопределенности в отличие от моих читателей, убедительно прошу Вас делать соответствующие ссылки при использовании материалов этой страницы на автора данной технологии обучения.  

Психосинтез личности это гармоничное развитие творческого "Я" ребенка, его самореализация и самоактуализация, подъем на самые высокие уровни духовного развития,  представляет собой труднейшую мало исследованную проблему для психологической науки. В отличие от фрейдовского психоанализа, который основан на изучении отдельных основ человеческой психики и прежде всего бессознательного, психосинтез основан на соединении в общую целостную структуру личности ее лучших качеств. Психосинтез личности ребенка являются частью разрабатываемой нами большой теории структурно-осевого синтеза, это направление в психологии и обучении объединяет в себе ряд теорий, (представленных на этом сайте), в числе которых теория творчества, основы теории гениальности, теория интегрированного обучения и система развития одаренности в детях. Для более углубленного понимания скорости подачи и усвоения математической информации дополнительно читайте главу на этом сайте www.s-genius.ru  о работе памяти, чтобы достичь и быстрого и долговременного запоминания образной информации.  

http://www.s-genius.ru/pedagogica/procedurnaja_pamjat.htm

В качестве учебного пособия «Математические сказки и рассказы» рекомендуется применять, начиная с  подготовительных  дошкольных групп.

Учебное пособие рассчитано  на 98 одно часовых занятий. Ценность каждого занятия в том, что учебная информация не пропадает зря, а прочно ложится в область долговременной памяти. Это первые рассказы в книжке под названием "Сказки во сне". Образная информация подается с неизменным постепенным усложнением.  Но дозирование информации тщательно выверено. Технология учебного процесса с применением «Математические сказок и рассказов» направлена на развитие всех 18-ти психических факторов, определяющих одаренность в любом человеке. К этим факторам относятся воображение, фантазия, вдохновение, сосредоточенность, чувство красоты и новизны, мышление, чувства, интуиция и ощущение, спонтанность, увлеченность  познавательному процессу, терпение, универсальность, ассоциативное мышление. Большая часть этих факторов творческого процесса связаны с работой образного правого полушария мозга и меньшая часть факторов с работой левого полушария. Подробнее об этих факторах см. в книге "Теория творчества и теория интегрированного обучения"

 http://www.s-genius.ru/pedagogica/pravoe_polusharie.htm

Многочисленный опыт учителей начальных классов показал, что одним из самых сильных положительных качеств этой технологии формирования психосинтеза личности ребенка является сильное психотерапевтическое воздействие на ребят, заключающееся в резком  снижении скрытой и явной агрессивности у детей, и в результате появления у них чувства товарищества, доброты, искренности и повышению активности интереса у учеников к процессу познания. Эффективность данной системы обучения основана на структурной подаче учебной информации, что обеспечивает высокую скорость обучения, поэтому занятия по этой системе проводятся 1 раз в неделю. Эта система является дополняющей к обычным традиционным системам обучения в школе по любым методикам. Как правило, она применяется в группах продленного дня, самостоятельно родителями, в кружковой работе, на факультативных занятиях, реже непосредственно в учебном процессе из-за жесткости стандартизированных программ обучения, не позволяющих включения в них других систем.   Успеваемость у детей резко повышается. Некоторые учителя добиваются блестящих результатов. Например, учитель высшей категории Н.А. Иванова, давая показательный урок во втором классе в начале учебного года, на котором присутствовали преподаватели вузов, учителя, сотрудники академических институтов и родители, разбирала тему - природа электрического тока. Дети оперировали  такими понятиями как ток, бегущие электроны, электронные решетки, лампочки, выключатели, плотины, падающая вода, генераторы и т.д. И это во втором классе!

Все три учебных пособия осуществляют методику программированного обучения, предполагающего, что около 80% всего затраченного времени на уроке отдается самостоятельной работе ученика. Сущность данной схемы программированного обучения чрезвычайно проста: на уроках по этой системе  ученики по очереди вслух читают фрагмент художественного рассказа, остальные читают про себя, но одновременно слушают читающего вслух. Затем ученики, прочитав фрагмент рассказа до отмеченного в пособии места, зарисовывают этот фрагмент, и только после того, как рисунок в цвете выполнен, в пособии дается математическая задача в виде вопросно-ответной технологии в современной модификации сократовского диалога. Ученикам предлагается самостоятельно отгадать математические вопросы. Эмоции, которые возникают в этом виде обучения, развиваются по схеме: догадался – радость, догадка неудачна – огорчение.  Вопрос очень легкий, догадка успешна – почти нет эмоционального отклика.  Так как ученики работают самостоятельно, учитель освобождается от рутинной утомительной работы, повторения, объяснения и т.д. В книжке «Математические сказки» рассмотрены все типы задач, по программе 1-3 –го классов.

Особенно подробно опыт продуктивного творческого обучения детей в начальных классах, причем с участием детей с слабым развитием, которым необходимо коррекционное обучение, добилась Н.И. Ярцева.     

   Достоинство интегрированного подхода заключалось в комплексном воздействии всех фаз учебного процесса на психику ребенка. Когда дети рисуют, у них активно включается воображение и фантазия. Развивается самостоятельность мышления, которая проявляется в вырисовывании деталей рисунка и выборе цветов для раскрашивания неба, солнца, травы, кустиков и зверюшек.

     Комплексный интегрированный подход имеет то преимущество перед обычным традиционным, что он в большой мере устраняет отчуждение ребенка от необходимой доли абстракции математической информации. Математические задачи таким образом вставлены в тексты сказок, что они не нарушают  общей канвы сказки или рассказа, и потому ребенок несмотря на предложение ему отвечать на математические вопросы, не воспринимает их абстрактно, а думает, что эти маленькие задачки необходимый элемент сказки.

   Хорошей иллюстрацией этого положения служит пример задачи на усваивание простейшей математической процедуры - было такое-то число объектов, если часть объектов из общего числа убрано, то необходимо узнать сколько осталось. Это, казалось бы, предельно простая задача на самом деле для первоклассников, тем более для  учеников компенсирующего  обучения имеет четкий абстрактный характер. Хотя для ее решения требуется всего одно математическое действие, в первом классе ее решение вызывает затруднение, так как до этого ученик с ней не встречался. Но когда такая задача дается в контексте сказки как  часть ее необходимого содержания, то восприятие математической процедуры проходит легко для восприятия, не вызывая отрицательного отчуждения ребенка. Например, в сказке про борьбу добрых зайчат  и злого многоголового Змея Горыныча, у которого 2 головы  из 7 голов внезапно заснули,  неожиданно спрашивается - а сколько же  голов следят за зайчатами и бодрствуют. Таким образом, в неявной форме изучается   математическая процедура на вычитание из большего числа меньшего.

    Чтобы усвоение математических процедур решения задач было прочным, и эти процедуры легко вспоминались в требуемый момент в различных сюжетах одна и та же процедура повторяется неоднократно. Но так как варьируется сюжет сказки или рассказа, то заинтересованность детей в решении задачи не пропадает. Это обусловлено естественным стремлением к новизне у любого ребенка, и его бессознательным желанием удовлетворить свою любознательность.

   Задача учителя - добиваться неослабевающего интереса к содержанию сказок и рассказов.  Совместное и гармоничное действие всех приемов помогает в осуществление этой цели. Однако не все ученики равномерно усваивают предлагаемый им с помощью художественно-наглядных образов учебный материал. Часть учеников уходят вперед, а часть отстают. Возникшая дифференциация учеников является следствием не только данного учебного процесса, а обусловлена более глубокими причинами, из-за которых часть детей отстали в развитии.

    В тех случаях, когда в раннем дошкольном возрасте детям не уделялось нужного внимания, и они выглядели явно отсталыми, с помощью системы интегрированного обучения удалось восстановить упущенные ранее творческие способности детей. Но процесс восстановления очень медленный. Наибольшие трудности представляют дети с органическими физиологическими нарушениями. Однако эта система обучения и для них дает свои положительные результаты.

   Уже после первого года обучения можно было подвести первые итоги. Дети стали лучше читать. Рисунки стали ярче, богаче деталями, более композиционно оформленными, в них четче проявлялось математическое содержание. Выполнение математического содержания на детском рисунке позволяет целостно представить математический содержательный смысл задачи. Интуитивно ребенок уже видит решение, взаимосвязи деталей, и  выполнение решения требует от него меньше чисто логических рассуждений. Происходит одновременное включение правого и левого полушария мозга для решения небольшой математической задачи.

   Постепенно математические задачи усложняются, также усложняются рисунки. Изменяются требование к композиции и большему отражению смысла предлагаемой учебной информации. Задачи становятся все сложнее и требуют достаточно развитого логического мышления на уровне первого и затем второго года обучения.

   Есть еще один важнейший момент, о котором следует говорить с особым акцентом. Это воспитательная функция системы интегрированного обучения. Все уроки как в первый год обучения, так и во второй год проходили по средам, и это позволяло проводить сравнение психического состояния учеников в этот день относительно других дней. Оказалось в среду дети добрее, снижалось их агрессивность, весь день проходит под знаком хорошего настроения, с минимальными конфликтами между детьми и тем более с учителем или совсем бесконфликтно.

    В середине второго года обучения экспериментальный класс уже существенно опережал традиционную программу обучения по многим показателям и, особенно, по сложности решения математических задач.

   Но самым впечатляющим результатом этого эксперимента явился анализ рассказа “Почему горят лампочки”. Этот рассказ был предназначен для сильных школьников обычных классов. В нем анализировалась сложная тема по физике о явлении  электрического тока, разогреве нити электрических лампочек и гигантских электрических генераторов, установленных на плотинах для выработки электрического тока.

    Сам по себе рассказ был, по своей сути, необычным экспериментом, связанным с попыткой дать понимание сложнейшего  физического явления школьникам второго или третьего класса. Но объяснить этот механизм электрического тока пусть в самом популярном виде школьникам второго класса коррекционного обучения, безусловно, не казалось возможным. Слишком много логических рассуждений им следовало выполнить, чтобы уяснить, почему лампочки светятся. Однако результаты обучения по этой теме превзошли все ожидания.

     Ребята начали понимать, что по медным проводам бегут электроны, они наталкиваются на электронные решетки и высекают из них искры, при ударе образуется тепло, как при трении, когда одну ладонь руки потереть о другую. Затем мощные генераторы разгоняют в проводах электроны, а генераторы вращаются, потому что на их лопасти падает с высоты загороженная плотиной вода Обского моря. Затем снова в художественной форме рассказа увлекательно объяснялось, как осуществляется перевозка огромных генераторов по частям на платформах на завод. Такая сложная логическая цепочка закрепилась в мозгу у ребят благодаря ассоциативно переходным образам,  на основе которых базируется метод обучения.

    Но в этом рассказе было также много небольших математических задач с включенными в них операциями сложения, умножения и деления, что существенно превышает уровень сложности задач для этого времени обучения. Например,  учитель демонстрировал с помощью маленькой лейки и склеенного из плотной бумаги колеса с лопастями, эффект вращения колеса, когда на него падает вода.

    Не менее интересен был также опыт - попытка учить ребят сочинять математические рассказы, аналогично тем, которые приводятся в книжке «Математические сказки и рассказы». И опять некоторые наиболее сильные ученики справились с этим чрезвычайно трудным для них заданием. Здесь необходимо еще раз упомянуть, что для ребят, попадающих в группы компенсирующего обучения, такие задачи, на уровне второго года обучения не ставятся в принципе. Поэтому можно утверждать, что система обучения, построенная на синтезе метода микрооткрытий с различными видами искусства, вполне себя оправдала.

 Предлагаем бесплатные консультации тем родителям и учителям, которые решили освоить систему интегрированного обучения по учебному пособию   «Математические сказки и рассказы».

При желании родителей, мы можем поместить на сайте рисунки одаренных к живописи детей, иллюстрирующих сюжеты сказок и рассказов из этой книжки.                                                                

 

                                                                       Copyright © 2010