на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

             

Вечерний Новосибирск

Валерий МЕЛЬНИКОВ
    
  21.05.04. Математику нужно учить весело                                                                    

 

 

  

   Система Евгения Синицына открывает гениев?

    В среду, 19 мая, в школе N 27 Ленинского района проходила презентация системы обучения и развития одаренных детей Евгения Синицына. Создал свою систему Евгений Семенович лет восемнадцать назад. По крайней мере, автор этих строк еще в 1988 году присутствовал на открытом уроке в одном из новосибирских вузов, где представительная комиссия проводила сравнительный анализ способностей студентов, изучавших программирование по обычной вузовской программе, и обучающихся по методике Синицына.
    Поводом для того давнего урока стали разговоры, что недавно приглашенный в вуз на преподавательскую деятельность кибернетик Евгений Синицын на занятиях рассказывает студентам совершенно отвлеченные истории, к программированию не имеющие никакого отношения. И вот - открытый урок, напоминающий модные нынче телешоу типа «Умники и умницы». В самом начале урока комиссия без труда выяснила, что студенты группы Синицына о программировании толком ничего и не знают. Тем не менее, ко всеобщему удивлению, при решении конкретных задач эти же самые студенты без особого труда щелкали конкретные задачки, опережая сокурсников из другой группы. Удивление комиссии реализовалось в весьма оригинальное решение: новатору прозрачно намекнули о недопустимости подобных экспериментов и в конце концов из вуза попросили.
    И вот через 16 лет - презентация метода среди преподавателей общеобразовательных школ. Выступавшие учителя, использующие метод на практике, давали самые лестные характеристики системе Синицына, особенно курсу «Веселая математика». Математические задачки, изложенные в форме забавных историй и сказок, да еще с предложением их нарисовать, оказались величайшим стимулом к познанию. Ребятишки с удовольствием приносили на уроки математики цветные карандаши и фломастеры и упоенно рисовали задачи. Мало того, даже те, кто математику не любил, начинали сами придумывать задачки, а для того, чтобы эти задачки были на уровне, копались в энциклопедиях и Интернете. Ненавязчиво развивать тягу к обучению - главная особенность системы Синицына. Это очень важно в условиях современности, когда немалой части учащихся с трудом дается обыкновенная школьная программа. Как свидетельствовали выступающие, метод прекрасно показал себя не только в обычных, но и в коррекционных классах, где обучаются дети с задержкой развития. А заинтересовать таких детей учебой, дать им возможность самореализоваться - дорогого стоит.
    Главное же при решении задач по системе Синицына - как математических, так и по физике, да вообще по любому предмету - это создать творческую личность, которая методику мышления при решении поставленных перед нею задач может успешно применять во всех сферах своей деятельности.
    Короче говоря, нужно раскрутить тайные пружины творчества, и не только творчества, а, как считает автор методики, и гениальности. Евгений Семенович утверждает, что потенциальных гениев среди нас гораздо больше, чем принято считать, и если механизмы творческой деятельности сделать достоянием общества, то можно этих гениев взращивать без особых проблем. Отсюда логически напрашивается вывод: если это так, то тогда должна существовать формула гениальности? Да, отвечает Евгений Синицын, такая формула существует, и ему удалось ее открыть.
    В своей новой книге «Тайна творчества гениев» он проанализировал творчество ряда гениальных личностей и пришел к выводу, что существует некая кибернетическая модель гениальности, через которую можно раскрыть схему работы психики в момент творчества. Моделируя эту схему, можно соответственно смоделировать и саму гениальность. Все эти анализы и идеи изложены на 500 страницах будущей книги. Те, кто уже смог познакомиться с отдельными главами рукописи, в один голос говорят: это шок! Но книгу нужно еще издать. За восемнадцать лет деятельности Евгений Семенович выпустил около десятка книжек, причем тиражом небольшим, практически за свой счет или за счет доброхотов. Но в последние годы спонсоров находить все труднее. Сам Синицын зарабатывает себе на жизнь тем, что пишет стихи на заказ. Но этого едва хватает сводить концы с концами. Вообще жизнь Евгения Семеновича как бы иллюстрирует фразу из одного старого фильма: «Талант должен быть голодным». Иногда приходится даже отказываться от приглашений выступить с лекцией о своем методе по причине сверхбанальной - нет денег на транспорт. Жаль, если не найдется денег и на издание книги «Тайна творчества гениев», где изложена формула гениальности - формула, которую Евгений Синицын, по мнению многих, кто с ним сотрудничает, проверил и применил на себе.

 

 

                                                                      Copyright © 2010