|
Вечерний Новосибирск
Валерий МЕЛЬНИКОВ Чтобы предупредить наркозависимость у подростков, нужно менять методику школьного обучения, считает Евгений Синицын
Одним из бедствий, обрушившихся на Россию в постперестроечный период, стала наркомания. Особенно страшна наркомания подростковая, которая, планомерно уничтожая потенциально репродуктивную часть населения, обрекает на смерть не только самого наркомана, но и государство в целом. Но печальные статистические сводки и не менее печальные криминальные новости свидетельствуют о бессилии государства в борьбе с этой напастью. Об одном из возможных путей борьбы с чумой последних времен рассказал корреспонденту Валерию Мельникову «Вечернего Новосибирска» автор книги «Тайна творчества гениев» Евгений СИНИЦЫН. — Евгений Семенович, наша газета уже писала про написанную вами в соавторстве с дочерью книгу, которую можно воспринимать как инструкцию по воспитанию гениев. Но какое отношение имеет проникновение в тайны гениальности к профилактике наркомании? Ведь гениев единицы, а наркоманов — миллионы? — Сначала несколько слов о самой проблеме противодействия наркомании. Существуют два вида борьбы с ней. Первый — это борьба с распространителями наркотиков и с наркоманами. Именно на эту форму противодействия государством расходуются наибольшие средства. Вторая форма — это профилактические меры. Вполне естественно, что при отсутствии потребителей наркотиков не было бы и их распространителей. Поэтому актуальной задачей является резкое сокращение потенциального рынка потребителей наркотиков и, прежде всего, рынка, где потребителями являются подростки. Но, кроме малоэффективных шоу типа «Рок против наркотиков», профилактические мероприятия среди подростков практически не проводятся. А профилактика любого деструктивного начала должна начинаться с исследования его причин. — И в чем, вы считаете, причина пристрастия подростков к наркотикам? — Причин множество, и одна из них заключается в подавлении творческого начала у подростков при существующих методиках обучения. Не найдя творческого выражения в своей деятельности, подростки, не имея продуктивного смысла жизни, стремятся выразить свою личность и свое «я» через приобщение к наркотикам. Если у подростка нет мотивации к творчеству, то его судьба может сложиться крайне неблагоприятно. Следовательно, назрела острая необходимость внедрения в школьный процесс систем по формированию творческой личности. — И как это сделать, написано в вашей книге «Тайна творчества гениев»? — Не только. Более пятнадцати лет назад, столкнувшись с методикой преподавания в наших учебных заведениях, я убедился, что ученик, попадая в систему конвейерного обучения особенно в младшем возрасте, не в состоянии творчески воспринять тот мир, который его окружает. Пагубно то, что учителя не понимают сильного отрицательного воздействия на психику детей непродуктивных методов обучения, и их «гонка» за перенасыщением и усложнением учебных программ ведет к своей противоположности — знаний у учеников не прибавляется, а психическое и физическое здоровье теряется. Ученики, не ощутив мощной тяги к развитию воображения, фантазии в игре, к своей природной спонтанности, к чувству красоты и новизны, ищут эту новизну и тайну в другом. Зачастую — в наркотиках. Нами была разработана система интегрированного обучения и воспитания детей, иначе — система психосинтеза человеческой творческой личности. Это в чистом виде здоровьесберегающая технология обучения. В практических учебных пособиях для младших классов «Математические сказки», «Веселая математика-1», «Веселая математика-2» были предприняты попытки совместить процесс обучения с процессом развития творчества. Так, например, разбирая рассказ о том, как капитан торгового судна смог спастись от пиратов, школьники изучали закон Архимеда, решали задачи по скорости движения, обучались работать с транспортиром, а из анализа рассказа «За клубникой» получали знания по расчету площадей и т.п. Мало того, увлекаясь, школьники начинали сами сочинять математические задачи, развивая свое творческое начало. Дети влюблялись в математику. То же происходило и с другими предметами, где применялся наш метод. И здесь я хочу привести слова двух авторитетов в области психотерапии. Выдающийся философ и психоаналитик Эрих Фромм — создатель глубокой теории человеческой деструктивности — писал, что к творческим возможностям развития ребенка относятся его возможности мыслить самостоятельно. Они как семена, которые прорастают и становятся растением, если существуют подходящие условия для их развития. Мы создали систему психосинтеза личности, которая создает условия, о которых говорил Фромм. В нашей книге «Тайна творчества гениев» показано, что гениальный дар определяется особой совокупностью факторов гениальности, среди которых: вдохновение, воображение, фантазия, одержимость, стремление к новизне и другие. Психосинтез личности ребенка заключается в развитии в нем этих черт личности. И скрытая одаренность становится явной. У подростка происходит переоценка ценностей. Он одержим активной, интересной для него творческой деятельностью, а творчески развитый ребенок — самый бесперспективный клиент для наркоторговцев. Американский психотерапевт Натали Роджерс пишет по этому поводу: «Наркотики становятся тем способом, которым мы выходим в соприкосновение с нашей творческостью, но при этом разрушаем себя. Если бы мы в наших школах создавали благоприятные условия для развития творческости и самовыражения, было бы гораздо меньше увлечения наркотиками». — Но в истории известны противоположные случаи, когда именно у творческих людей проявлялось пристрастие к наркотикам. — Такие случаи единичны. Исключение из правил. Посмотрите на подростков-наркоманов. Потухший взгляд, безвольная походка, полное отсутствие интереса к жизни. Все сводится к одному: где бы раздобыть очередную дозу. Прямая противоположность обуреваемым творчеством молодым людям. Так что, чем больше творческих личностей будет воспитывать школа, тем меньше будет наркоманов. — И что мешает школе воспитывать творческих людей? — Я бы не хотел говорить обо всех школах и обо всех детях. Творческие дети есть везде, но их количество не так велико, как можно было достигнуть. Творчество, если быть откровенным, — ахиллесова пята нашего образования, об этом я недавно говорил на международной конференции по качеству образования. В основной массе школа формирует не творческую личность, а «глотателя знаний». Наши учебные методики формируют не «глотателей», а учеников, одержимых творчеством, тех, кто сам к этим знаниям бессознательно и сознательно тянется. — Где-то используется ваш метод? — Практика использования системы психосинтеза личности через интегрированное обучение применяется в некоторых школах, и дала высокие результаты. У учителей высшей категории начальных классов Натальи Ивановны Ярцевой и Надежды Ивановны Ивановой, которые более десяти лет применяют мой метод, выросли ученики, ставшие творчески полноценными молодыми людьми, никто не пошел по плохой дороге. Сейчас особенно впечатляющими являются результаты применения этой системы учителем математики Любовью Анатольевной Болдыревой, наиболее глубоко понявшей всю идеологию этой уникальной системы развития личности учеников. Полученные ею результаты по развитию школьников вдохновляют и ее, и нас. Учительницей начальных классов лицея N 200 Татьяной Владимировной Громовой недавно блестяще был дан показательный урок для учителей Заельцовского района в 4-м классе. Дети свободно решали задачу за 7-й класс. Так высок был их уровень творческой деятельности. В этом году по нашему методу начали работать в школе N 43 Заельцовского района и уже есть хорошие результаты. Но, к сожалению, наш метод применяют только энтузиасты. Широкого применения он не получил, хотя палитра его применения может быть очень широкой. — Тогда остается один, но кардинальный вопрос: почему такая действенная система профилактики подростковой наркомании не находит широкого применения? — Мне до тонкостей известна психология противодействия новым течениям, тем более в такой консервативной среде, как образование. Не хотелось бы никого обвинять, но вот на днях мне пришло письмо из Германии, где нашим методом очень заинтересовались. По-видимому, он найдет свое широкое распространение за рубежом. Быстро растет число наших единомышленников и благодаря Интернету. А для того, чтобы наш метод психосинтеза личности был широко задействован в отечественной образовательной сфере, нужно, чтобы у людей, от которых это зависит, появилось чувство ответственности перед страной, перед обществом. P.S. Когда это интервью было подготовлено к печати, стало известно, что у Евгения Синицына, проживающего на Затулинском жилмассиве, вскрыли гараж. Подозрение пало на подростков из соседних школ. Рядом со вскрытым и разгромленным гаражом валялись использованные шприцы. А официальная статистика огорошила россиян сообщением, что только по математике число двоек по ЕГЭ составило двадцать один процент…
Copyright © 2010 |