на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е. Синицын           

Теория творчества. Структурный анализ мышления.

Теория интегрированного обучения.

Принцип сворачивания информации

                                                                                                                                                              

Гигантские объемы информации, попавшие в память, считываются из неё с разной скоростью - от нулевой до очень высокой. Творческое мышление является в высшей степени продуктивным и экономным мышлением, в противном случае, открытия разного уровня были бы невозможны. Вдохновение по своей сути не может быть длительным, но интенсивность как психических, так и физиологических процессов в мозгу чрезвычайно высока. В то же время творческое мышление предполагает оперирование и переборы в памяти значительными объемами информации. Если бы выбор нужной информации происходил хаотически, то число нужных комбинаций, будучи немыслимо гигантским, не позволило бы обеспечить необходимую интенсивность творческого процесса.

 Принцип сворачивания информации одновременно преследует две цели: скорость обработки и экономичность. Саморазвитие структур происходит последовательно, шаг за шагом. На каждом шагу приращение к очередной структуре включает в себя сложно организованные компоненты, сжатые в одну компактную структуру. Поэтому за один шаг на самом деле считываются в область сознания очень большие объемы информации.

Эти компактные структуры с разных сторон бомбардируют сначала на уровне бессознательных процессов, а затем переходя на уровень сознания, исходную структуру, находящуюся в стадии развития. Они конкурируют между собой. И одна из них, отобранная по принципу красоты - обуславливает развитие. Рождается новая структура, в которую предыдущая оказывается вложенной с некоторыми изменениями или без них.

Последовательно, по принципу вложенных матрешек, происходит компактное уложение предыдущей структуры в последующую и, тем самым, достигается сжатие больших объемов информации. Так же как в одну большую реку стекаются большие и маленькие ручейки, также в основную структуру стекаются все те структуры, которые её развивают. Процесс сворачивания информации позволяет удерживать в мозгу доминирующий очаг возбуждения и фокусировать психическую энергию, не распыляя ее. Принцип сворачивания информации имеет то неоспоримое преимущество в процессе мышления, которое обеспечивает в требуемый момент быстрое считывание информации, “раскручивая” все структуры, вложенные одна в другую.

Противоречия, терзающие развивающуюся структуру, не могли бы быть разрешенными, если бы на помощь не приходили большие объемы сжатой информации. Большой выбор не представляет опасности в связи с тем, что обеспечивается незначительной конкуренцией вариантов, внутри каждого из которых, определенным образом свернуты большие объемы всей нужной информации.

Можно предположить, что поэты пишут стихи не словами, а сразу целыми строками, хранящимися в бессознательном и только ждущими случая выйти наружу. Группировка понятий и связей между ними, целых образов, рождается непрерывно в процессе творческого мышления и сворачивается таким образом, чтобы воспроизведение её было максимально быстрым.

Если информация сворачивается по траекториям, каждая из которых отражает определенное множество смыслов, то развертывание этих смыслов также происходит по тем же траекториям, но в обратном порядке. В обучении использование принципа сворачивания информации по траекториям, которые мы заранее выбираем, имеет первостепенную ценность, так как позволяет быстро учить, последовательно наращивая по данной траектории новые структуры.

   

Принцип структурного входа (выхода) в мышление через информационно-смысловые структуры

         

Споры среди психологов и философов о природе человека, о проблеме первичных начал человека не утихают. Но если отойти от традиционной концепции первичности и высказать крамольную мысль о том, что сама постановка первичности только насаждает бесчисленные противоречия и уводит нас от истины, тогда мы вынуждены выдвинуть новую аксиому, с позиции которой будем стремиться обосновать проявления человеческой психики и поведения.

Допустим, в психическом и физиологическом аппарате человека все части гармонично связаны и не имеют приоритетов относительно друг друга, но у человека обязательно должен быть выход во внешний мир через некоторую его индивидуальную, суммарную характеристику, в которой гармонично сплетены все множество факторов, воздействующих на психику и поведение человека.

Таким выходом являются информационно-смысловые структуры, запечатленные в нейронной сети мозга, определяющие его мышление. Одновременно эти же структуры образуют систему входа информационных сигналов, поступающих к человеку из внешнего мира. Информационные структуры, хранящиеся в кладовых памяти и имеющие в локальных своих частях различную эмоциональную окрашенность, определяют реакции человека на сигналы из внешнего мира. Каждый человек имеет свои только ему присущие, индивидуальные информационные структуры (аналогично, как индивидуальны отпечатки пальцев), и эти структуры - есть его индивидуальная, неповторимая в другом человеке, характеристика.

В формировании этих структур принимают участие: непрерывно изменяющееся время, пространство, психические и биологические факторы. Из теории А. Бергсона о существовании двух видов времени - времени мира и субъективного времени каждого человека известно, что каждый человек переживает время индивидуально. Поэтому мы полагаем, что субъективно переживаемое человеком время накладывает отпечаток на скорость эволюции его информационно-смысловых структур.

Многомерное пространство, в котором одновременно развивается взаимодействие всех факторов - есть психика и тело человека. Биологические факторы включают в себя инстинкты, эмоции, материальные компоненты мозга, психические включают психологический тип человека, тип его характера или его составляющие - волю, черты личности, темперамент, установку к внешнему миру и другие. Каждый фактор, участвующий в мышлении человека через информационные структуры, запечатленные в мозгу, действует со своим весом. Чтобы получить представление о сложном процессе взаимодействия всех факторов, можно это взаимодействие отобразить в виде математической модели, в которой одновременно происходит воздействие всех факторов на поведение, мышление и влечения человека.

Эта модель представляет собой некоторую область в многомерной системе координат, в которой по ортам отложены вклады каждого влияющего на человека фактора, в том числе и эмоционального (уровень эмоциональной напряженности), время, пространство. Информационно-смысловые структуры, запечатленные в коре головного мозга, отображены ограниченной областью перемещения конца вектора, имеющего проекциями на осях координат вклады каждого фактора. Есть оси, на которых откладываются интервалы пространства и значения непрерывно меняющегося времени.

Введение пространственных осей нам необходимо, чтобы следить за перемещением и развитием следов памяти информационной структуры по различным участкам нейронной сети. Допустим, некоторая информационная смысловая структура с течением времени становится все более эмоционально окрашенной. Это означает перемещение этой структуры в многомерной системе координат в сторону больших значений эмоциональной напряженности при росте времени.

Уровень эмоциональной напряженности находится в зависимости от других факторов. Прежде всего, эмоция выступает как функция от информации. И, наоборот, информационная структура и её свойства зависят от уровня эмоциональной напряженности. В математике функция y (x) может быть преобразована в обратную зависимость x (y). Поэтому если имеет место Э (И), то имеет место и И (Э), где И - информация, Э - уровень эмоциональной напряженности.

Обозначим информационную структуру через S, а совокупность всех факторов, влияющих на нее через R, (r1, r2, r3, .... Ì R), тогда S = S ( R ). Эта структура S есть одновременно входной и выходной блок в мышление человека в мир (внутренний и внешний). Таких структур у человека множество, творческий человек наделен большим количеством информационных смысловых структур (ИСС), которые запечатлены у него в нейронной сети коры больших полушарий мозга.

Для иллюстрации этой модели рассмотрим простейший жизненный пример: человек с накопительской ориентацией (классификация Фромма), с повышенным стремлением к превосходству и относящийся к ощущающему типу по классификации Юнга, будет иметь повышенный уровень эмоциональной окрашенности информационно-смысловой структуры, которая обуславливает значимые для него цели и его приоритетное поведение в сфере приобретения материальных ресурсов. Информационные структуры, связанные с удовлетворением идеальных, духовных потребностей будут реже формировать поведение и стремления этого человека, отодвигая эти потребности далеко на второй план. У людей, подобных, известному в литературе персонажу Дон Жуан, по-видимому, информационно-смысловые структуры перемещаются по оси уровня эмоциональной напряженности в сторону его возрастания, когда этот человек видит женщину или вспоминает свои многочисленные прошлые победы на любовном поприще. Хотя предложена некоторая общая характеристика конкретного человека, но реализация его целей и реакция на действие внешнего мира будет у него индивидуальна. Получив у данного человека, “снимок” информационно-смысловых структур можно прогнозировать особенности его мышления и, в соответствии с ним, его поведения.

Восприятие человеком информации, её запоминание, а затем через определенное время воспроизведение, зависит от степени эмоциональной окрашенности поступающей информации. Известно, чем более сильные эмоции сопровождают воспринимаемую человеком информацию, тем более прочные следы памяти она оставляет. Есть различные взгляды на природу запоминания информации. Один из них - информация хранится в мозгу в виде проторенных путей распространения нервных импульсов по нейронным сетям (13).

Каждый путь прохождения нервного импульса сопровождается только ему присущим, индивидуальным уровнем эмоций. Уровень эмоций мы рассматриваем как функцию от траектории Т пути прохождения нервного импульса, Э (Т). Поэтому на всем множестве траекторий распространения нервных импульсов, мы получим различные уровни эмоциональной напряженности записываемой в мозг информации. Всё множество значений эмоциональной напряженности, образует поле эмоций, имеющее как спокойный, близкий к нулю фон, так и области аномальных значений различного знака.

Таким образом, все множество информационно-смысловых структур, запечатленных в мозгу человека, отображено в эмоциональном поле, которое самым непосредственным образом регулирует скорость считывания этих структур в процессе воспроизведения информации из памяти человека. У каждого конкретного человека свое индивидуальное поле эмоций, образующееся в момент восприятия человеком новой информации, а также при вторичной переработке уже имеющейся в мозге старой информации, из которой возникает новая информационно-смысловая структура, определяя эволюцию старых структур.

Двигательной силой эволюции являются озарения, всегда сопровождающиеся всплеском положительных эмоций. Они формируют новые структуры из старых с участием и без участия поступающей из внешнего мира информации.

Познание осуществляется через диалектическое сочленение внутренних информационно-смысловых структур друг с другом, а также через сочленение их с внешними структурами, приходящими как сигналы из окружающего мира. В процессе сочленения структур проявляется знаменитый закон Гегеля «отрицание отрицания», который проявляется в синтезе старого и нового.

Поскольку структуры имеют тенденцию к саморазвитию, то восприятие внешней информации будет зависеть от того, как внешняя информация удовлетворяет стремление внутренней развиваться в своем направлении. В момент сочленения структур рождаются эмоции большей или меньшей амплитуды, аналогично тому, как происходит взрыв снаряда при ударе о препятствие. От того, как происходит процесс принятия внешних информационных структур внутренними, зависит степень понимания человеком внешнего мира и ассимиляция этого мира его внутренним миром. Один человек не понимает другого не потому, что один из них ближе к истине, а другой дальше, а потому что мышление обоих обусловлено различными информационно- смысловыми   структурами, запечатленными в их памяти и не сочленяющимися друг с другом.

Идея эмоционального поля, связанного с запечатленными в памяти информационными структурами, близка  концепции непрерывности природы А. Н. Уайтхеда, которую он объясняет на примере гнева, проходящего через совокупность следующих друг за другом событий. Уайтхед говорит, что субъект - сознательно или бессознательно - включает свое прошлое в качестве данного в настоящее и сохраняет в настоящем гнев, оказывающийся данным из прошлого. В той мере, в какой это переживание осознается, субъект испытывает нечувственное восприятие прошлой эмоции. Он обладает этим переживанием и объективно - как принадлежащим прошлому, и формально - как длящимся в настоящем (14). В нашем представлении, возбужденная в прошлом структура S, продолжает находиться в этом состоянии и в настоящем.

Применяя понятие значимости, введенное Уайтхедом, мы можем построить поле значимостей как на каждой структуре Si, так и на её элементах. Суть значимости по Уайтхеду - это: “интерес, предполагающий такую интенсивность индивидуального чувства, которая ведет к публичному выражению интереса” (15).

Значимость будет фактически вектором, зависящим от эмоциональной окрашенности структуры, потребности её к саморазвитию, напряженности, обусловленной противоречием. Наиболее значимая для человека ИСС находится в наиболее возбужденном состоянии в коре головного мозга.

Таким образом, в рамках принципа структурного входа в мышление человека, мы и будем действовать, предполагая, что из внешнего мира человек воспринимает информационные сигналы и любые другие, необязательно информационные и отдает эти сигналы во внешний мир через совокупность некоторых индивидуальных структур, присущих только этому человеку.

Сформулированный принцип является психическим диктатором в жизни человека, осуществляя власть не только в процессе творчества, но и во всей остальной жизни человека. Однако сам он зависит от совокупности всех  составляющих человеческой психики и его физиологии.

Глобальная структура, сконструированная из отдельных локальных структур, слагающих её, обеспечивает разнонаправленную жизнь человека, одновременно программируя его развитие. Структура закреплена в мозгу в нейронных сетях и, воспринимая приходящую информацию, преображает её, изменяясь сама. Творчество и консерватизм мышления человека будет определено или  динамичностью, или, напротив, малой изменчивостью этой структуры.

Идет непрерывное взаимодействие между внешним миром и мышлением, которое определено свойствами структуры. Если бы мы могли проанализировать конкретные участки структуры их динамизм, морфологию по различным направлениям человеческой деятельности, иначе, если бы могли смоделировать или почувствовать характер структуры, то могли бы, тем самым прогнозировать психические и поведенческие реакции человека на ту или иную ситуацию, встречающуюся в его жизни.

Допустим, человек имеет ярко выраженную накопительскую ориентацию, и алчность составляет неотъемлемую черту его личности. Рассматривая блок алчности во взаимодействии с другими блоками, например, предприимчивостью и энергичностью, мы можем заранее предсказать судьбу преуспевающего бизнесмена, которого проблемы общества не очень волнуют.

Суть структурного анализа - найти связь реакций человека - при воздействии внешнего мира на психическую жизнь человека, через известную нам структуру его мышления. Эта структура стоит на границе как фильтр, преобразуя всё входящее и адаптируясь к входным воздействиям.

Преобразованные в мышлении воздействия внешнего мира, отсылаются в глубины сознательного и бессознательного, запускают весь механизм существования человека. В структуре гениального человека заложена одержимость - творить до самой смерти. В структуре алчного человека заложена одержимость - копить деньги до самой смерти.

Если физическая индивидуальность каждого человека определена отпечатками его пальцев, то психическая индивидуальность человека зафиксирована структурой его мышления. В этой структуре отображены все компоненты человеческой психики и его нейрофизиологии. В них входят его психологический тип, черты личности, оба инстинкта, открытых Фрейдом, смысл жизни - как его понимает конкретный человек, его воля и т. д.

Необходимо отметить, что манипуляция сознанием человека основана на стимуляции информационно-смысловых структур в желаемом направлении, но таким образом, чтобы одновременно мешать их творческому саморазвитию и мешать внутреннему сопротивлению навязываемой информации.

Сущность манипуляции состоит в развертывании процесса ассимиляции человеком внешней информации с помощью своих внутренних структур, однако без учета анализа внешней информации и поиска в них противоречий, то есть без осмысливания. При этом манипуляция достигает эффекта, если внешние информационно-смысловые структуры, будучи узко направленными, многократно повторяются с некоторой вариацией и имеют сильную эмоциональную окраску. Такой метод в современном мире нашел применение, прежде всего, в рекламной деятельности. Навязывание информационно-смысловых структур для направления мышления человека также приводит к усилению у него одних потребностей и подавлению других.

С точки зрения теории ИСС, наши попытки понять человека будут попытками нарисовать структуру его мышления. Дальнейшее изложение будет примерами такого подхода.

 

Принцип новизны

 

Выдающийся философ и математик А.Уайтхед писал: «Творчество - это принцип новизны. Действительное состояние - это новое, отличающееся от любой сущности во множестве, которым все объединено. Таким образом, творчество вводит новизну в содержание множества» (16).

Изначальное стремление к новизне свойственно любому мышлению. Размах этого стремления определяет пределы, не переступая которых, обычное мышление остается таковым. Но как только границы нарушены, новизна, пугающая консервативные стереотипы, становится мощным побуждающим фактором, взламывающим оборону. Она неумолимо встраивает себя в систему прежних структур или, по терминологии А. Уайтхеда, в содержание прежних «множеств», изменяя последние в соответствии с принципом эволюции структур и смыслов.

Именно с этого момента начинается переход за пределы обыденности в сторону неизведанного, где вступают в действие всё принципы творческого мышления один за другим, гармонично переплетаясь и помогая друг другу.

 Новизна абсурдна. Она тревожит и одновременно манит. Как только опасность становится привлекательной, появляется бурлящий источник творческой силы. По А.Камю, абсурд рождает бунт. Но и бунт привлекателен для творческого мышления. Слабость обыденного мышления проявляется в отказе от бунта и смирении перед старыми формами. В старых формах отсутствует красота новизны.

  Необходимость распаковывания новых смыслов и требует больших усилий, спасает концентрация психической энергии. Доминирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга распространяет мощные волны электрических импульсов, и все только с одной целью - удовлетворить периодические всплески жажды новизны. Неутоленная жажда рождает сильное страдание, которое  сменяется радостью озарения, когда желанная новизна фиксируется возбужденным сознанием. Вслед за пиком короткого счастья наступает полоса успокоения, и происходит медленная ассимиляция мозгом новых структур и новых смыслов.

   Новизна непредсказуема и противоречива, и в этом её главная ценность. Мир, в котором исчезает новизна, погружается в состояние спячки и деградации, творческое мышление в нём исчезает. Обыденность поглощает любые попытки бунта. Но так не может продолжаться долго. В дремлющем мире, в глубинах бессознательного, в обманчивом спокойствии  пробуждаются силы, стремящиеся сокрушить мертвящее старое. Но последние - на страже, и прогресс эволюции зависит от объединения всех творческих сил в борьбе за новизну. У новизны много союзников, но главный из них и самый решительный - спонтанность. Полоса препятствий слишком велика, обороноспособность старого обладает кажущейся непреодолимостью, но гибкость новизны, приспосабливаясь к старым редутам, просачивается внутрь и окружает клетку за клеткой,  готовит революционный взрыв, после которого  вновь наступает время спокойной эволюции и так до следующих  противоречий, источником которых всегда является новизна.

  

Принцип спонтанности

 

В предисловии к книге Э.Фромма «Психоанализ и этика» П. Гуревич  пишет: «Третья поразительная идея антропоцентризма ХХ века принадлежит Фромму. Он показал, что спонтанность человеческой природы, его способность изменить человеческое бытие как бы пересотворяет самого человека не только духовно и экзистенциально, но в качестве биологического вида» (17).

  В. Налимов утверждает, что спонтанность, не подчиняясь причинно-следственным связям, принимает участие в эволюции смыслов, являясь основной движущей силой в бессознательном слое предмышления, за которым следует слой,  выполнения логических операций. В слое предмышления спонтанно формируются нетрадиционные фильтры, цель которых резко изменять априорные представления (18).

  Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур. Несмотря на то, что спонтанность - альтернатива детерминизму - её поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития - спонтанность меняет структуры, а те в свою очередь регулируют фонтанирующие потоки спонтанности.

  Можно ли воспитать спонтанность? Если ответ отрицателен, то на пути развития творчества будет стоять консервируемая и неразвивающаяся спонтанность. Это наглядное противоречие дает грандиозную перспективу воспитывать творческую личность через стимулирование развития спонтанности.

  Можно ли достигнуть предела в этом процессе или спонтанность беспредельна? Гениальность - это и есть проявление беспредельной спонтанности. Спонтанность трагична, как само творчество. Это могло бы быть ее ахиллесовой пятой, но диалектика спонтанности такова, что её трагизм является её самым высшим счастьем. Личность формируется через трагизм творчества, и потому тезис Фромма человек не то, что он есть, а то, чем он может стать, так актуален.

 Спонтанность не борется с разумом, она его безмерно усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. Отсутствие спонтанности лишает разум силы. Отсутствие спонтанности не дает разуму насладиться красотой, но её присутствие становится Богом творчества. Воля к творчеству иссякает, неподкрепленная спонтанностью. Без спонтанности нет свободы. Есть только психическая тюрьма, попадая в которую, личность превращается в роботизированное существо, не осознающее свое рабство. Спонтанность по своей сути неагрессивна, так как творчество и агрессия, как свобода и рабство - два противоположных полюса одного и того же проявления человеческой психики. Коллективные потоки спонтанности вбирают в себя многообразие индивидуальных. На фундаменте коллективной спонтанности прорастают стремительно рвущиеся вверх ростки индивидуальной. В лабиринтах бессознательного спонтанность - властелин, тупиков для неё не существует, только она сама найдет выход к новым идеям и новым смыслам, только она и есть двигатель эволюции, хотя сама является взрывной по своей сущности. Ее ближайший помощник - красота, потому что спонтанность слишком много выбрасывает, а красота отбирает.

 Принцип спонтанности, будучи гибко сцепленным с другими принципами творческого мышления, то усиливает свое влияние, то  добровольно отдает первенство другим, после того, как сам исполнил свою роль в творчестве.

  

    Принцип красоты

 

 Число смыслов бесконечно, число комбинаций из них также бесконечно. Каждая комбинация смыслов есть новый смысл. Число комбинаций смыслов образует множество большей мощности, чем исходное множество смыслов. Но смыслы, удовлетворяющие красоте, образуют множество существенно меньшее. Но поскольку число элементов во множестве смыслов бесконечно, число элементов-смыслов, удовлетворяющих красоте, также бесконечно. Смыслы не рождаются изолированными, они устремляются потоком. В потоке они интерферируют между собой, подавляя одни и выделяя другие. Интерференционная картина смыслов вырисовывает суммарный образ объекта, который воспринимается сознанием как нечто целое.

Поэзия никогда не иссякнет, так как невозможно перебрать во множестве с бесконечным числом элементов - все возможные рифмы и смыслы,  представляющие элементы этого множества, для этого потребуется бесконечное время, а это неосуществимо.

В красоте отражаются и страдание, и тщеславие, последнее - человек пытается спрятать. Если тщеславие непреодолимо, то красота беспомощна и теряет свою чарующую силу. Только истинный талант беззаветно служит принципу красоты, а она освещает его - не затем, чтобы люди отвернулись от него, не понимая; а напротив, затем, чтобы они могли испытать щемящее чувство грусти или апофеоз ощущения кратковременного счастья.

Красота в творчестве (и не только в нем) созидательна, стремясь возвысить творчество над серой обыденностью мира, которую мы в душе считаем антикрасотой. Подъем на вершины творчества не мыслим, если красота не встанет впереди как некая магическая сила тяготения, влекущая человека в таинственное и непонятное ни ему, ни тем, кто его окружает. Но такова притягательная сила красоты, вливающая силы в изнемогающего от усталости путника, а он, восторгаясь, попадает в то состояние вдохновенного экстаза, которое все тяжелое и давящее внутри, как по волшебству, превращает в невесомое и парящее, и тогда начинают бурлить гейзеры спонтанности. В этом спонтанном бурлящем море смыслов и происходит озарение красотой.

Красота - это сверкающий меч в руках Немезиды, а на скамье подсудимых - множество смыслов. Из них красота карает только тех, кто преступил закон красоты, отбрасывая их прочь. Оставшиеся смыслы конкурируют между собой, но выбирает красота не самого сильнейшего, а того, в котором отражена её сущность.

Нескончаемый поток смыслов не иссякает, толпясь в приемной роскошной залы, где властвует кажущийся хаос, но красота и здесь видит гармонию, находя истинный смысл и через него утверждая самое себя. Целостность, невидимая на поверхности - это клад, который ищут многие в жажде разгадать тайны природы, но счастье улыбается только тем, кого осеняет красота.

Трагична ли красота? Что перевешивает на чаше весов, когда решение принимает красота - страдание или удовольствие? В творчестве, поставив отдаленную цель, человек, испытывая удовольствие от созидания, вдруг видит, недостижимость своего идеала и мучается от неудовлетворенности воплотить свои мечты, терзает себя, пересотворяя себя в трагичности безвыходной ситуации, неожиданно находит свою истинную сущность, и тогда красота приходит на помощь. Это кульминационный момент творчества. Гордиев узел разрублен, все распадается, чтобы соединиться в новой гармонии жизни и творчества.

Красота сама по себе является одушевленной, так как, отрываясь от материи, она перетекает в область смыслов и сознания. Но чтобы поймать тонкий момент отрыва, требуется  глубокий взгляд и чуткое ухо гения.

Можем ли мы говорить, о постепенном все более утончающемся потоке поэтического творчества. Появление на земле нового гениального поэта тотчас отражается в этом стихийном могучем потоке. Но с другой стороны, еще Шпенглер в писал о закате культуры и о все большем давлении причинно-следственных законов природы над душой. А душа и есть мир поэзии. Душа и красота неразделимы. Красоту видят по-разному. Для одних - черный квадрат Малевича - красота, для других пустота.

      

Принцип гештальта

 

Один из основоположников гештальтпсихологии М. Вертгеймер писал: «...существуют связи, при которых, то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого» (20). Главный тезис гештальттеории - у человека продуктивное мышление протекает в обнаружении осмысленных связей между элементами объекта, при этом возникает целостная картина, отображающая все свойства объекта.

Структура обладает динамичностью и способностью к саморазвитию. В ней появляются  деформации, которые формируют вектора напряженности, направленные на преодоление этих деформаций. Переход от исходной структуры к завершающей, обусловлен инсайтом - озарением. Как только озарение свершилось, напряженность исчезает. Новая смысловая связь разрешает противоречие, свойственная исходной структуре.

Принцип гештальта получил свое более глубокое и фундаментальное развитие в революционной теории физика Д. Бома (21). В его взглядах  мир представляется как непрерывный поток, а все объекты обусловлены глубинной неизвестной сущностью потока. Изолированные структуры, обладающие стабильностью, ни что иное, как абстракции. Теория Бома может быть экстраполирована на творческое мышление, поскольку последнее есть некоторая часть в общем потоке, и подчиняется его глобальным свойствам.

 Модель Бома о динамической взаимосвязи всех явлений в мире дает новые принципы, которые были названы холономными. Эта модель аналогична голографическим представлениям. В них интерференционная картина позволяет рассматривать объект с разных сторон, которые не изолированы, а являются частью более общей картины. 

 

Принцип одновременности структурной деятельности в сознательном и бессознательном

 

Если мы приходим к выводу, что развитие информационно-смысловой структуры происходит последовательно от одного её элемента к другому, то можем ли мы утверждать, что в процессе озарения,  когда происходит скачок в нахождении сразу нескольких связей между элементами структуры, эта последовательность приращения связей происходит по-другому. Второй вопрос - возможна ли концентрация психической энергии на локальном участке информационной структуры, которая не вышла на осознаваемый уровень и находится в зоне деятельности бессознательного? Если бы этого не могло быть, то, как бы тогда происходили бы озарения, создание поэтических произведений, художественных полотен, симфоний, которые требуют интенсивной психической энергии.

Аргументом для обоснования этого предположения в свою очередь является следующее предположение, что психическая энергия распределена всюду в сознании, но неравномерно и там её больше, где готовится саморазвитие информационно- смысловых структур (ИСС). Когда у поэта мгновенно в сознание «выплывает» целая строфа, то это означает, что в бессознательном уже произошел перебор многочисленных вариантов по значимости их смысла и красоте, а один из них бессознательное вытолкнуло на поверхность, предварительно сравнив с другими. На это нужна психическая энергия.

 Информационно-смысловые структуры, которые хранятся в памяти существенно ниже порога считывания, можно интерпретировать как хранящиеся в бессознательной памяти. Эти информационно-смысловые структуры могут находиться в напряженном состоянии в процессе своего развития. Но напряженность меняется в зависимости от времени и ситуации. Психическая энергия концентрируется на определенном локальном участке этих информационно-смысловых структур. Когда они актуализируются, то напряженность на отдельных участках повышается и к ним притекает психическая энергия. Это то самое состояние напряженности, о котором мы много говорили в гештальттеории. Поэтому  возникает аналогичный переход от структуры S1 (ИСС1) к новой структуре S2 (ИСС2). Это тот случай, когда нередко переход осуществляется с помощью озарения.

Поскольку озарение - это продукт деятельности бессознательного, то круг наших рассуждений замыкается.

Во-первых, все актуализированные информационно-смысловые структуры ИСС, нуждаются в развитии и саморазвитии.

Во-вторых, ученый, напряженно думая о своей проблеме, тем самым концентрирует свою энергию на огромном множестве элементов информационной структуры, то есть и на тех, что в поле сознания и на тех, которые в него не входят, находясь глубоко под порогом считывания. В-третьих, когда ученый отдыхает, он думает о проблемах несвязанных с его основной работой, то есть он не думает о тех информационно-смысловых структурах, которые связаны с его научной проблемой. Он думает о так называемых сиюминутных связанных с конкретным восприятием мира вещах. Вспомним рассказ Пуанкаре об открытии им во время двухнедельного отдыха теории автоморфных групп и автоморфных функций. Это было открытие, которое  снискало великому математику мировую славу.

Пуанкаре писал: «Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они не существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета - автоморфными. В этот момент я покинул Канн, где я тогда жил, чтобы принять участие в геологической экскурсии, организованной Горной школой. Перипетия этого путешествия заставили меня забыть о моей работе. Прибыв в Кутане, мы сели  в омнибус для какой - то прогулки; в этот момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея безо всяких, казалось бы, предшествующих раздумий с моей стороны, - идея о том, что преобразования, которые я использовал, чтобы определить автоморфные функции,  были тождественны преобразованиям неевклидовой геометрии» (22).

Этот случай, описанный гениальным математиком, будем трактовать как постепенное развитие информационно-смысловых структур, отображающую сущность автоморфных функций, но развитие их происходит в бессознательном. Они были запечатлены в мозгу Пуанкаре в его подсознательной памяти вблизи порога считывания.

В период отдыха на поверхности сознания математика находились информационно-смысловые структуры, связанные с событиями геологической экскурсии, а те важнейшие для него ИСС, определяющие сущность его творчества, были в глубинах других слоев бессознательного. Но напряжение в их элементах сохранялось и требовало разряжения путем появления новых связей для решения данной проблемы. Пуанкаре, когда ему пришло озарение, только констатировал сам факт решения своей актуальной проблемы.

Есть не менее, даже более характерный пример из творческой деятельности А. Эйнштейна. Об этом пишет М. Вертгеймер: «...Именно тогда его (Эйнштейна) начала по-настоящему волновать важная проблема. Он напряженно работал над ней в течение семи лет; однако ему понадобилась лишь пять недель, считая с того момента, когда он начал сомневаться в привычном понятии времени, для того, чтобы написать статью по теории относительности - хотя в это время он целыми днями работал в патентном бюро» (23).

Трактуя этот важнейший эпизод из творческой жизни великого физика, мы убеждаемся в существовании принципа структурной непрерывной деятельности по саморазвитию информационно-смысловых структур в бессознательном. Этот принцип гласит о том, что в глубинах бессознательного происходит непрерывное или скачкообразное последовательное приращение новых связей и элементов к старой структуре S1 и ее трансформация в структуру S2. На определенном этапе осуществляется «выталкивание» в сознание новой сформированной части S2. Причем это происходит в любой момент, когда сознание занято восприятием и обработкой других данных (информационно-смысловых структур) S.   Период решения в бессознательном данной проблемы, по-видимому, зависит от многих причин. Например, ученый, вынашивая замысел теории, осознает этот замысел, так как этот замысел находится у него на поверхности сознания, хотя частично он погружен в бессознательное. Но когда он начинает записывать свои мысли в виде гипотез или формул, то он считывает из бессознательного уже готовые идеи.

Также творят композиторы, поэты и другие творческие люди. Союз сознания и творческого бессознательного обладает мощной психической энергией. Согласно этому принципу, в сознании и в бессознательном идет параллельная работа по развитию информационно-смысловых структур.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.


 

                                                                       Copyright © 2010