на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е. Синицын           

Теория творчества. Структурный анализ мышления.

Теория интегрированного обучения.

Принципы творческого мышления (продолжение)

                                                                                                                                                        

Принцип концентрации психической энергии и взаимное превращение энергий 

В творческом мышлении в соответствии с принципом навязчивого образа мысль человека непрерывно возвращается к одним и тем же элементам и смыслам, концентрируясь на тех локальных местах, где возникает наибольшее напряжение, как на сближающихся грозовых тучах.

Выполнение фрейдовского принципа - “удерживать имеющееся в психическом аппарате напряжение на возможно более низком уровне” должно приводить к ситуации, когда возросшее количество напряжение стремится разрядиться с помощью интуитивного скачка. Скачок мысли происходит в момент вдохновения на узком участке структуры, куда перебрасывается сгусток психической энергии. Но по закону сохранения энергии, энергия не исчезает и не появляется из ничего, поэтому фокусирование психической энергии осуществляется за счет притока её с других участков психического аппарата человека.

Накапливаясь и концентрируясь в одном месте, психическая энергия увеличивает разность потенциалов до тех пор, пока эта разность достигает пороговой, и мысль сверкает как молния во время грозы, пробивая новый смысл и образуя новую структуру. Если внутреннего резерва психической энергии все-таки недостаточно, чтобы произошел “пробой” мысли в новое знание, требуется подкачка внешней силы, в качестве которой выступает космическое метасознание. По теории В. Налимова, космическое метасознание неподвластно человеку и представляет собой спонтанный космический триггер. Оно связано с индивидуальным сознанием и является той решающей силой, которая ответственна за многие бессмертные достижения творческой мысли человека.

Творческая мысль человека выстраивает исходные структуры, которые запечатлеваются в кладовых памяти и ожидают момента начать свое бурное развитие. Психическая энергия, превращаясь в химическую энергию нервных клеток, которая в свою очередь преобразует энергию электрических импульсов, распространяющихся в нейронных сетях мозга по заранее проторенным и непроторенным путям. Новые пути, прокладывающие новые следы памяти, являются следствием резко возросшей активности синапсов, которые направляют течение мысли человека к новым идеям через бесчисленные комбинации связей одних нейронов с другими. Сплетение новых  замкнутых нейронных цепочек, по которым  циркулируют нервные импульсы, тем самым генерируют калейдоскоп новых идей и новые смыслы. Красота озаряет завершающую структуру, придавая ей очень сильную эмоциональную окраску, попутно меняя химический состав крови и закрепляя её в мозгу вблизи порога считывания. Непрерывное бурное взаимное превращение психической энергии в химическую и электрическую знаменует циклический процесс творчества.

  

 Принцип совместного действия психического и  материального

 

 В математике все результаты начинались с выдвижения учеными некоторой совокупности самоочевидных принципов - аксиом. Затем, используя интуитивно найденные идеи и дедуктивный метод, ученые шаг за шагом выстраивали истины, каждая из которых являлась источником для последующей. В основу дедуктивных рассуждений положены логические правила. Таким образом, было построено мощное здание гигантского количества математических истин, объединенных в стройную систему, которая, однако, не избежала противоречий внутри самой себя.

Но и в других науках, менее строгих, ученые также начинали конструирование зданий истин, отталкиваясь от некоторых самоочевидных принципов. И так же, как в математике, используя дедуктивный метод и индуктивный анализ фактов, строили системы знаний. Это происходило и в биологии, и нейрофизиологии, в которых поступки человека объясняли с материалистических позиций. Психологи также в своей науке о психических процессах, управляющих человеком, находили самоочевидные принципы и, используя дедуктивный метод и анализ экспериментальных фактов, добивались в конечном итоге стройных систем знаний, объясняющих природу человека. Каждый из специалистов в той или другой области науки применял те правила исследования, которые были приняты в неформальном коллективе, образованном группой ученых, придерживающихся сходных взглядов.

 Но мир, объясняемый с позиции различных наук, от этого не перестает подчиняться и тем, и другим законам. Это наталкивает на мысль, что должна существовать “стыковка” истин, открытых представителями различных наук. Поэтому мы вводим принцип совместного гармоничного действия психического и материального, с помощью которого отыскивается единство мира в его разнообразии.

 Проблема озарения является сложнейшей в природе творческого мышления и на её примере можно отчетливо увидеть работу принципа совместного действия психического и материального. Интуитивный скачок, преодолевая сопротивление консервативной преграды в виде познавательно-психологического барьера, знаменует победу бессознательного над стереотипом старых структур. Чтобы озарение совершилось, необходимо наличие ряда факторов, психическая природа которых уже в достаточной степени выяснена: напряженность мысли, сконцентрированной на локальном участке структуры, ассоциативный образ будущей новой структуры, вдохновение, чувство красоты, поиск нового смысла, генерирование новых идей, одна из которых как по велению свыше, вдруг покажется исследователю решением проблемы. С другой стороны, нейрофизиологическая картина озарения предполагает наличие своих специфических условий: появление мощного очага возбуждения - доминанты, обуславливающей повышенную активность созвездия нервных центров, очага возбуждения, который представляет собой зону максимальной работоспособности мозга (“светлое пятно” по И. Павлову), окруженную интерференционным торможением, не пропускающим посторонние мешающие сигналы в эту зону. При этом доминанта способствует увеличению контактов между пресинаптическими и постсинаптическими мембранами нейронов, что приводит к изменению химического состава нервной клетки и возбуждению электрических импульсов, а в результате к появлению новых следов памяти в нейронной сети.

 Новая мыслительная структура запечатлевается в материальных структурах мозга. Разрешение противоречия, послужившее толчком для эволюции смыслов, рождает новые созвездия нервных центров и новые доминанты. Поэтому мысль человека в новой ситуации концентрируется уже на других понятиях и связях, от которых вновь расходятся лучи поиска новых истин.

 Таким образом, на этом важнейшем примере мы видим, что творческое мышление протекает не изолированно как психический феномен сознательной и бессознательной деятельности человека, а как целостное взаимодействие психических и материальных процессов и в большей мере определяется их синхронным воплощением. Проведем мысленный эксперимент. Допустим, соблюдены многие психические факторы, вызывающие  озарение, но здесь же в момент, предшествующий озарению, принимается сильнодействующее снотворное, которое, попадая в кровь человека, меняет состав его крови, что приведет к изменению активности синапсов в сторону их замедленного действия. Полусонное состояние не способно так стимулировать бессознательное, чтобы оно могло исторгнуть из своих недр хотя бы одну выдающуюся рифму, мелодию или новую теорему.

 Перспективы применения этого принципа в открытии новых следствий и законов в творческом мышлении чрезвычайно захватывающи. В частности, если найти отображение мысли в волнах электрических импульсов, распространяющихся в мозгу, и оценить энергетические всплески энергии в момент вдохновения, а ощущения радости и страдания через изменение химического состава нервной клетки, то наступит фантастический момент управления творческим процессом. Но в обучении и воспитании человека следствия этого управления - совершенно очевидны: какие психические процессы будут преобладать в детстве - творческие или нетворческие, таковые и будут запечатлены в кладовых памяти мозга, и таковым станет человек в своей будущей взрослой жизни.

 

    Принцип непрерывной эволюции структур и смыслов в сознании человека

 

  Причинно-следственная связь явлений, открытая Ньютоном в материальном мире, была перенесена Фрейдом на психические процессы. Как и Ньютон, Фрейд придерживался детерминизма. Согласно этому направлению, каждое последующее событие обусловлено предыдущим. Пространство и время независимы от протекающих в них явлений. В психоанализе концепция причинно-следственных связей позволила Фрейду построить красивую теорию об истоках различных неврозов, корни которых он находил в раннем детстве. Прошлое неизбежно определяло поведение и поступки человека в настоящем и в его будущем. Метод психоанализа позволял, вызывая из глубин бессознательного воспоминания прошлого, выяснять истинные подавленные влечения и экстраполируя их в настоящее, ставить диагноз обнаруженным психическим комплексам у человека.

Особенностью психоанализа явилось прослеживание воображаемых траекторий, по которым развиваются инстинктивные влечения человека. В начале траектории расположен источник, посылающий импульс, направленный к цели, обусловленной объектом влечения.

 Детерминистский подход подвергся критике в теории А.Бергсона, который представлял эволюцию мира как единый спонтанный, необратимый (ньютоновское время обратимо) творческий процесс с непрерывно изменяющимися новыми формами. Время, по Бергсону, субъективно переживается каждым индивидом, что не совпадает ни с концепцией физика Ньютона, ни с теорией его последователя - психоаналитика Фрейда. Отказ от объективности времени и пространства затем был продолжен в теории относительности Эйнштейна. Современная психология в большинстве своем базируется на идеях Бергсона и Эйнштейна об относительности времени и пространства (12).

Представления, на которых определен принцип эволюции структур и смыслов в творческом мышлении, более близки к парадигме философии Анри Бергсона и квантово-релятивистской физике. Но генетический принцип, лежащий в основе классического психоанализа, ни в коем случае не отменен и, более того, использован в принципе эволюции структур и смыслов.

 Творческое мышление развивается непрерывно по траекториям от одной структуры к другой, при этом каждая последующая поглощает предыдущую. Как и у Бергсона, развитие структур и смыслов становится творческой эволюцией. Восстановление прошлого по-настоящему возможно, но только с вероятностной оценкой. Применяя теорию Налимова о вероятностном исчислении смыслов к принципу эволюции структур и смыслов, мы можем её трактовать как смещение по смысловой оси µ апостериорной плотности вероятности распакованных смыслов.

 В соответствии с этим принципом, эволюция может начаться от различного источника и привести или к одинаковым, или к различным результатам. Многие разногласия в науке обусловлены этим положением, вытекающим из данного принципа. Если в сознании разных людей выкристаллизовываются близкие по смыслу представления локального мира, то это означает, что у них в сознании эволюционировали похожие структуры, хотя исходные не обязательно были идентичны. И, наоборот, начав с одних и тех же положений, структур, различные исследователи в результате эволюции получили принципиально несходные конечные результаты. Причем несходство может быть столь сильным. Что одни конечные структуры отрицают другие, хотя в эволюции структур были использованы одни те же правила.

 Из этого утверждения следует вывод, что в обучении мы можем наращивать знания с любого элемента структуры и подойти к одинаковой завершающей структуре, используя различные траектории. Поэтому в данный момент времени, получив фиксированную структуру и отраженный ей смысл, мы не можем точно указать по какой траектории, мы её достигли. Мы имеем только несколько вероятных цепочек, по которым развивались события. Поставив вероятности на каждой цепочке, получим исчерпывающую картину эволюции. Такой подход напоминает дарвиновскую эволюцию, когда по существующему виду животного, мы не полностью знаем его предысторию.

 Как в теории относительности, эволюция структур и смыслов в сознании человека отнесена к индивидуальной системе координат. Личность может быть представлена как точка в многомерном пространстве структур. Эволюция структур происходит у каждого человека с разной скоростью. Это созвучно с идеей Бергсона о субъективности переживания человеком времени. Нетворческая личность будет отличаться от творческой личности малой скоростью эволюции смыслов в сознании. Если говорить о смысловой эволюции для каждого отдельного человека, то нетворческая личность в пределах своей жизни эволюционирует в незначительных интервалах оси смыслов µ. Смысловое окно в мир у такой личности незначительно флуктуирует относительно некоторого основного положения, в рамках которого протекает вся её жизнь.

Большая скорость эволюции структур присуща талантливым и гениальным одиночкам, отрывающимся в своей собственной системе координат от некоторой обобщенной структуры, свойственной массовому среднему человеку. Рождается неразрешимое противоречие между эволюцией структур у выдающихся творческих людей и у нетворческой массы. Возможность его разрешения наступает через длительное время, когда эволюция массы медленным темпом достигнет прорыва одиночки.

Принцип эволюции структур и смыслов позволяет оценить противоборство между двумя отдельными, но сливающимися потоками эволюций - коллективного и индивидуального. Коллективная эволюция структур в сознании множества людей принадлежит своему времени, как и массовое сознание - своей эпохе. Коллективная эволюция структур и смыслов отражает инерционность взглядов на развивающийся мир, придавая ему стабильность существования и спасая от революций. Её целостный поток разливается в сознании в пределах сходных по своим мироощущениям личностей. Таким образом,  человеческий мир развивается по нескольким несходным направлениям. Но внутри этих направлений не затихает ожесточенная борьба индивидуальных эволюций с коллективной эволюцией.

Применение принципа эволюции структур и смыслов в сознании человека представляет исключительную важность в прогнозах тех направлений, по которым может развиваться мир. Очевиден закон - нетворческому миру уготована жалкая участь неизменной агрессивности и деградации.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.


 

                                                                       Copyright © 2010