на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.

Понятие и характеристика информационно-смысловых структур

Связь информационно-смысловых структур и психических функций

 

Теория Юнга наталкивается на противоречия. Среди этих противоречий основное заключается в следующем: у мыслительного типа вытеснена функция "чувство", она находится в бессознательном, архаическом состоянии. В то же время все люди обладают полноценными чувствами, в том числе и мыслительные типы. В работе (6) показано, что психические функции, открытые Юнгом, служат цели приращения знаний и затрагиваются вопросы, которые относятся к структурной деятельности сознания и бессознательного в процессе творчества. Таким образом, соединяя идеи Юнга о психических функциях и идеи о том, что психические функции служат для развития знаний при помощи информационно-смысловых структур, то классификация Юнга может быть рассмотрена в другом ракурсе с точки зрения идеи об информационно-смысловых структурах, которые придают ей другой смысл (и противоречие исчезает). В работе (6) показано: в кибернетике под структурой понимается совокупность всех связей в объекте. Связи определяют в конечном итоге форму, но поскольку в информационно-смысловой структуре связи всегда могут быть только смысловыми, они в своей сущности слиты не только с формой, но и со смыслом, иначе, они несут в себе отпечаток смысла. В содержании понятий заключены идеи, но содержание отражает в себе и смысл. Отсюда следует, что само понятие смысла включает в себя и смысловые связи, и содержание понятий, и идеи. Фундаментом для построения и развития информационно-смысловой структуры того объекта, который мы изучаем посредством нашего сознания, являются и содержание, и идеи, и форма. Развитие науки предполагает введение в нее новых понятий, связанных с ранее принятыми. Распространенным понятием в психологии является содержание. Например, читаем у Юнга: "На основании опыта мы знаем, прежде всего, что сознательные содержания, утрачивая свою энергетическую ценность, могут становиться бессознательными. О том, что эти содержания не просто пропадают под порогом сознания, мы знаем на основании того опыта, что при благоприятных обстоятельствах они могут всплыть из погружения даже через десятки лет, например в сновидении… или благодаря ассоциациям, связанным с забытым содержанием" (9, с.504).

В работе (6) указано, что если в высказывании Юнга заменить термин "содержания" на термин "информационно-смысловые структуры", то можно перейти к новому понятию.  Понятие содержание не дает простора для развития. Используя понятие "содержания", нельзя оценить его эмоциональную окрашенность, в понятии "содержания" нет кибернетического смысла и оно слишком общее.

С одной стороны, структура характеризуется входящей в нее информацией, то есть понятиями и идеями. С другой стороны, структура определена теми смысловыми связями, которые необходимы, чтобы разрозненная информация приобрела смысл. Информационно-смысловые структуры есть закодированные определенным образом знания, которые некогда попали в сознание. Еще Фрейд обнаружил связь скрытых в бессознательном тенденций психики с языком словесных выражений. Но словесные выражения (тексты) содержат в себе не что иное, как информационно-смысловые структуры. Фактически, с помощью метода свободных ассоциаций Фрейд занимался синтезом информационно-смысловых структур, которые своим источником обязаны прошлому пациента. Из этого можно заключить, что Фрейд был первым ученым, занимавшимся информационной  психологией.

В понятии и содержании термина "информационно-смысловая структура" учитываются: совокупность всех связей, содержание, идеи. Но все эти компоненты входят в информационно-смысловую структуру со своими удельными весами. В сущности, информационно-смысловая структура – это совокупность связанных смыслом различных понятий. Это определенным образом упакованная информация, это система приобретенных знаний о мире и система определенным образом закодированных в сознании и памяти знаний. Информационно-смысловые структуры, хранящиеся в кладовых памяти и имеющие в своих локальных частях различную эмоциональную окрашенность, обуславливают реакции человека на сигналы внешнего мира. Каждый человек имеет свои - только ему присущие - информационно-смысловые структуры (аналогично индивидуальным отпечаткам пальцев), и эти структуры представляют его индивидуальную - неповторимую в другом человеке - психофизиологическую характеристику.

Связь информационно-смысловых структур и психических функций

 Существует ли зависимость между доминирующими психическими функциями и информационно-смысловыми структурами у человека? Что является первичным: психологический тип или информационно-смысловые структуры? По-видимому, такая связь между смысловыми структурами, находящимися в памяти и доминирующими функциями (то есть психологическим типом), существует. Она заключается в том, что смысловые структуры, которые во многом определяют структуру типа личности, образуются в зависимости от реакций человека на внешний мир, а эти реакции, в свою очередь, зависят от психологического типа. Например, когда одна группа типов реализует свои жизненные потребности и интересы, она использует методы логики и прогноза, другая группа типов в противоположность первым, использует оценки своего чувства относительно событий и явлений окружающего мира. Смысловые структуры первой группы типов развиваются преимущественно с помощью логических операций анализа и синтеза. Например, детектив, занимающийся поисками преступника, обязательно должен быть мыслительным типом, он ищет преступника, в первую очередь, оперируя логическими понятиями, через совокупность умозаключений, индуктивных и дедуктивных методов мышления. Самый характерный пример - это Шерлок Холмс. В то же время, тип противоположный "мыслительному" - "чувствующий" - осуществляет свои жизненные интересы и потребности больше на основании категорий общественной морали или на оценке событий и явлений окружающего мира при помощи чувства: "плохо" или "хорошо" и оттенках этих психологических оценок.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

               

                                                                       Copyright © 2010