на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

                               Академия Абсурда   

                                              или

                 охотник за расчетными листками                                      

 

                            Черная комедия   

 

       Действие происходило на вымершей планете Глюк 

       

 

Действующие лица

 

Гамадриллова Марфа Ивановна  – директор Академии Абсурда

(негосударственного высшего учебного заведения), 59 лет, бывшая учительница географии

Скупоев Мафусаил Юльевич  – заместитель директора, 40 лет

Скупоева Анна Владимировна  – главный бухгалтер Академии,

супруга Мафусаила Юльевича, 35 лет

Коброва Галия Ужалиевна  – начальник учебной части, 47 лет

Скакунова-Галопова  Татьяна Михайловна  – старший специалист учебной части, 37 лет

Лизоблюдова Алиса Патрикеевна  – заведующая кафедрой экономики, 36 лет

Петухова Ольга Петровна  – заведующая кафедрой философии и истории, 50 лет

Молекулов-Бультерьерский Юлий Мафусаилович – доцент, 68 лет

Лопухов Иван Иванович – доцент на кафедре экономики,

профессор Академии общественных наук, 67 лет

Мангустов Лев Анатольевич – доцент, преподаватель естествознания, 50 лет 

Бочонкова Анна Сергеевна  – секретарь Гамадрилловой, 35 лет

Замотанный Юрий Петрович  – доцент, преподаватель математики, 55 лет

Дачников-Крутицкий Леопольд Николаевич  – доцент на кафедре философии и истории, 57 лет  

Пожилая преподавательница, 71 год

Преподаватели

Студенты

Охранник

 

 

Сцена пятая.

Конец ноября. Коридор. После третьей пары поздно вечером

встречаются Лопухов и пожилая преподавательница.

 

Преподавательница

 

Иван Иванович, как дела,

А мне-то жизнь уж не мила,

Я еле ноги волочу.

Измотана, не по плечу

Вечернею работой этой.

Но я нуждой на крест воздета.

На третьей паре чувствую,

Что голос я теряю.

И своей группе говорю:

Довольно! Больше не могу,

Безумно я устала.

От этого немыслимого вала.

А группа за группой идет…

Не расписанье, а водоворот…

Где прежнее здоровье я возьму,

Былой энергии уж нет,

Ведь прожито немало лет.

Как побороть в деньгах нужду.

Я б отказалась от работы непосильной,

 

Лопухов

 

Что траты стали столь обильны?

 

Преподавательница

 

Куда там. Но деньги, как и всем,  нужны,

Не знаю, как концы свести.

А как у вас? Мужских хватает сил на всех?

 

Лопухов

 

Быть искренним, когда был грех.

Признаюсь, что волнения нет,

И красноречьем не обижен,

Не давит даже тяжесть лет.

И суетой я не унижен.

 

Преподавательница

 

А что же вас влечет

Постольку лекций читать?

 

Лопухов

 

Загадки здесь в помине нет?

Во взглядах молодую мысль ловлю,

Таланта искру я ценю.

 

Преподавательница

 

А как усталость,

Как я, не молоды же вы?

 

Лопухов

 

Как радугой расцвечены

Контрасты, что игрой полны.

Я счастье чувствую читая

Две разных лекции подряд.

Но когда третья пара наступает,

Мне скучен формул четкий ряд.

Что вдохновенье вызывало

Всего лишь два часа назад,

Но на четвертой паре,

Как будто в душу я вливаю

Осточертевших формул страшный яд.

И истина такого обученья

Теряет смысл и отвращает,

Одно и тоже говорю,

Как робот нечувствительный

К однообразью.

 

Преподавательница

 

Так бросьте эту карусель,

Чем над собою издеваться.

 

Лопухов

 

И вправду, зачем,

Напрасно мне пластаться.

Я на распутье.

Пока я не могу понять

В чем польза от такого обученья,

Но для себя я смысл нашел.

Мне молодость энергию

Для творчества дает.

 

По коридору идет доцент Мангустов.

 

Преподавательница

 

Вот и Мангустов кстати,

Его-то Коброва щадит,

И три-то пары никогда подряд не ставит.

 

 Лопухов

 

Тут несомненно, сатана лукавит.

И чуточку над Кобровой

Ни у кого из нас нет власти,

Хотя метафора такая хоть куда.

 

Преподавательница

 

Я слышала любовники они.

 

Лопухов

 

Тогда и впрямь проделки сатаны.

 

Сцена шестая.

Учебная аудитория. 20 ч. 10 мин.

Четвертая пара. Студенты ноют и уходят. Осталось четыре человека.

 

Студенты

 

Расскажите что-нибудь,

Но только математики не надо,

Нам в голову уж ничего не лезет.

Стихи нам лучше почитайте.

 

Лопухов

 

Пойду навстречу вашему желанью

И с математикой стихи соединю.

Ума усталость не содействует вниманью,

Я ум ваш чувствами пленю.

 

Первая студентка

 

 Уже почувствовали мы облегченье.

 

Вторая студентка

 

Какая редкость,

Что между нами нет стесненья.

Исчезло напряжение в занятии.

 

Лопухов

 

История подвластна вдохновенью.

История смеется над заклятьем,

Препятствий для не нее не существуют,

Наука же историю творит.

Однажды ум ньютоновский великий,

Простым нехитрым размышленьем,

Восторг, смиряя тихим криком,

Всемирного вскрыл тайны тяготенья,

Мгновенной скорости нашел определенье.

Природа духу русло прочертила,

И океан мятежной мыслью покорила.

То рыцарский был поединок странный,

Не обнажив оружие стоят,

Не двигаясь, расположились станы.

Не всадники, что с копьями несутся,

Стремясь сорвать с противника забрало.

Восстал то гений против всей природы,

Открыв законы бесконечно малых,

Поколебал в природе ее своды,

Найдя в ней уязвимое звено.

Так появилось в математике ядро,

Дифференциальным исчислением

После Ньютона было названо оно.

Раздвинул гений до границ бескрайних

Пространство неприступных истин.

 

Студенты

 

Как интересно,

И мыслям сразу стало тесно.

 

Лопухов

 

Горнолыжник мчится с гор,

Скорость быстро нарастает,

Перед ним стоит бугор,

В воздух он с него взлетает.

Не вписался в поворот,

Но ошибку в миг исправил,

И как вихрь летит вперед,

Даже скорость чуть прибавил.

Время молнией летит,

Склон положе и положе,

Пылью снежный след кипит,

А секунды все дороже,

Вот и финиш, наконец,

Нет судьи, чем время – строже.

Оно замерло в мгновении.

Завершая миг движенья   

Створ ворот наш удалец

Словно снежный вихрь промчался. 

Две минуты истекли,

Как со старта он спускался.

Чтобы скорость нам найти,

Что должно быть нам известно?

 

Студент

 

Знать должны длину пути.

 

Лопухов

 

Вот догадка точно к месту

Убавляет мне заботу,

Излагаю суть я с ходу,

Лить, зачем напрасно воду.

Перейду теперь к расчету –

Два параметра исходных:

Спуск с горы – два километра,

И длину в  две тысячи метров,

Мы не мешкая разделим

На затраченное время,

И получим скорость в среднем

В этом спуске скоростном.

Но вопрос наш не решен,

Не исчерпано желанье,

Коль не много в среднем знанья…

Велико все ж расстояние,

Лишь в детальности есть смысл.

Расчленить как нам движенье,

Когда рваный в спуске ритм.

В этом ритме лишь мгновенье

Даст нам полную картину.

Подведем под зданье мину,

Под великие основы,

Сбросив смело, все оковы.

Разделяя склон на части,

Скрупулезно и без страсти,

В переменном расстоянии,

Выбираем мы окно,

То быстрее мчится лыжник,

То в нем дерзко тормозит,

Зафиксируем отрезки,

Время в них, что пролетит.

 

 Студент

 

Рассмотрите предложение:

Все параметры пути

Вычислять в воображении

От мгновенья до мгновенья.

 

Лопухов

 

Интересно рассужденье.

Задаю еще вопрос,

Хоть на этот раз не прост.

Скорость в точке как измерить:

Расстояние не отмерить,

Точка ведь длины не знает,

Время в точке не бежит.

А теперь я замолкаю.

 

Студентка

 

А проблема возрастает.

 

Студент

 

Ноль на ноль нельзя делить.

 

Лопухов

 

Но разгадку тайны этой

Разгадал давно Ньютон.

Ввел предел двух переменных,

Производной дал он трон.

Расстояние уменьшая

До предела сколько мог,

Время также сокращая,

Вот мгновенья где исток.

Скорость так нашел он в точке,

В математике пророк.

  

Действие второе.

 

Сцена 6.

Март. Учебная часть. Начинается

очередная сессия для заочников.

 

Скакунова-Галопова

(Обращается к Лопухову)

 

Даю вам ваше расписание.

 

Лопухов

Смотрит расписание.

 

О боже, за грехи какие,

Дано такое наказанье!

Так много групп,

И каждый день?!

И по четыре ежедневно пары?!

В субботу… Даже в воскресенье?!

Мне работать то не лень,

От такого расписанья,

Не упасть бы мне на нары.

Не приснится такой кары,

Даже в диком страшном сне.

Вот подарок нам к весне.

Солнце даже стало тускло,

И на сердце сразу пусто.

Силы в марте на исходе,

Витаминов уже нет,

Да и давит тяжесть лет.

 

Гамадриллова

 

Ваши речи мне понятны,

Но другого пути нет,

Рассуждаете занятно,

Но забыли вы одно,

Мы даем вам заработать,

Не одним вам нелегко.

Подошли потоки к сроку

И тянуть их нету проку.

Часть учебная сама

Всё как есть распределила,

Всё по группам разделила,

Галия Ужалиевна!

Объясните Лопухову

Почему так стало плотно,

Расписание на март.

 

Лопухов

 

Вам виднее, как-нибудь

Мы осилим этот путь.

 

Уходит

 

Сцена вторая.

Коридор. В аудиторию, где будет лекция,

открыта дверь. Студенты толпятся в коридоре.

Теснота. Студенты направляются в аудиторию.

 

Лопухов

Входит в аудиторию.

На лице крайнее удивление.

 

Почему студентов мало?

Иль иссяк ваш интерес?

Надоел вам формул лес?

 

Студенты

 

Все не так. И вы не правы,

А вчера мы все восстали!

И готовы все уйти!

 

Лопухов

 

Разве вы уже устали?

        

Студенты

 

Косит грипп подряд потоки!

Что сидеть нам здесь без толку,

Что толочь нам воду в ступе,

Чтоб потом лежать на полке.

Коль вчера и в нашей группе

Заболели три студентки,

А четвертым был студент,

Мы приперты словно к стенке.

Ваш единственный предмет,

На котором отдыхаем

От занудности других.

Вот причина, что мы здесь.

 

Лопухов

 

В толчею вцепился бес.

Вирус в группе поселился.

 

Студентка

(Запальчиво)

 

Хваткой мертвою вцепился.

И пока не заразит

Группу всю он не отпустит.

 

Лопухов

 

Вот стеченье обстоятельств,

Отменить надо занятие.

Ведь немного надо власти,

Чтоб уйти нам от напасти.

 

Студенты                                

 

Мы как вы, все за отмену,

Обратились в деканат,

Заявления лежат,

Но уперлись, словно в стену.

 

Лопухов

 

Так толкнули бы коленом.

А на самом в чем же дело!?

 

Студенты  

 

Скакунова отказала.

 

Лопухов

 

Этого не может быть!

Что от гриппа не страдала?

Иль не знает гриппа жало?!

Ведь его не укротить.

Не в упрямстве ли причина?

Вирус то не дурачина,

Он воспользуется сразу 

В толчею пустив заразу.

 

 Студентка

  (Уныло)

 

Мы в газете прочитали,

Как опасен этот грипп.

 

 Лопухов

 

Заразимся все едва ли,

Но кому не повезет,

Пусть боится осложнений,

И опасных воспалений

У дыхательных путей.

Но еще для нас страшней

Гриппа дикое безумство.

Коль полны мы безрассудства,

Заразившись на ногах,

Переносим этот грипп.

Кто болезнью уж разбит…

Тот вдвойне, втройне рискует…

Знаю истину простую,

Я б сказал даже святую –

Ее каждый должен чтить:

Разве есть такое дело,

Чтоб его не отложить,

Когда начал грипп косить.

 

Студенты

 

Из-за этих скучных лекций

Так здоровьем рисковать.

Когда вирусова рать

Вдруг пойдет на нас в атаку,

С ней не просто совладать.

Как нам быть, что суждено?

 

Лопухов

 

Мне же ясно лишь одно,

Эту сессию, что в марте

Перенести бы на апрель,

На худой конец, на май.  

Или рок играет в карты,

Показав у бездны край.

Иль в колеса ставит палки

Всемогущий сатана.

А директор, что она?

Ей все надо говорить:

Тесноту как разрядить,

Косит грипп ваши ряды,

Толчея ему раздолье.

Царь он море суеты.

 

Студенты

 

Вновь пойдем мы к Скакуновой,

Пусть решит эту проблему.

Твердо скажем свое слово,

И потребуем сурово

Расписания измены.

 

Студенты идут в учебную часть.

Некоторые возвращаются с унылым,

другие с возмущенным видом.

Группа студентов они столпились в коридоре.

Шумят.

 

Первый студент

 

Почему мы уступаем,

Почему мы все молчим,

Как рабы мы умоляем,

И молчим все как один.

Вы скажите мне за что,

Деньги мы большие платим,

И покажем, кто есть кто.

Справки взять и вон - к другим.

 

Второй студент

 

Храбр, ты здесь, а ты попробуй

К Гамадриллихе сходи.

 

Третий студент

 

Что не знаешь её злобы,

Как она студентам мстит.

 

Студенты в замешательстве идут в аудиторию.

 

Лопухов

 

Как сходили?

Вижу, все вы приуныли.

Что вам там наговорили?

 

Студенты

 

Получили вновь отказ,

Галия Ужалиевна отвечала в этот раз.

«Расписание вперед,

Мы составили на год.

И менять его нельзя.

Нет такого прецедента

Просьба ваша скажу зря.

Заболело пять студентов,

Нету в этом инцидента,

Догоняют пусть потом –

Расписание закон.

Мы пошли ведь вам навстречу,

И не может быть здесь речи,

Чтобы что-то изменить.

В план начальный не попали,

Как могли вас рассовали.

Лекций курс пал на ноябрь

И остался только март,

Чтобы втиснуть семинары,

И экзамены две пары.

Вот причина почему 

Нам нельзя переносить

Дополнительные группы

Все на следующий квартал.

 

Лопухов

(В сторону тихо)

 

Вот надели на нас путы.

Смысл какой – все так запутать,

Странно мне такая прыть.

Так составить расписание,

Чтобы все начали выть.

Как овец нас на закланье,

Чтобы жатву снял лишь грипп.

Будто в этом скрыта тайна,

И упорство Скакуновой

Мне сдается - не случайно…

Нет ли здесь греха большого.

(громко в аудиторию)

 

У кого ко мне вопросы?

 

Студентка

 

У меня к вам есть один.

Для меня не разрешим.

Стыдно мне, в бессильи плачу.

Так сложна эта задача.

Что решить я не могу.

Разрешите вас спрошу.

 

Лопухов

 

Покажите мне ее. Я надеюсь, помогу.

 

Студентка подходит к Лопухову и кашляет.

Берет платок подносит ко рту, и задыхается в кашле.

Лопухов не обращая на это внимание пишет

в ее тетради правильное решение.

     

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

                                                                                                                                                                

© Все права защищены. Любые части настоящих произведений могут быть размещены со ссылкой на сайт автора или по согласованию с автором.


 

                                                                       Copyright © 2010